Религия и культура в раннем классическом периоде в Грузии

В период первобытного строя у отдельных племен были свои божественные покровители, люди поклонялись силам и явлениям природы. По представлениям людей, эти божественные силы обладали сверхъестественными свойствами, поддерживали порядок в природе и в обществе, имели большую магическую силу, могли даже возродить жизнь. В их честь проводились разные ритуалы и церемонии. Изображения таких ритуалов и церемониалов археологи нашли на различных предметах. Многие из этих ритуалов сохранились и по сей день в быту и традициях народов Кавказа. В разных уголках Грузии и в настоящее время проводятся торжества: берикаоба (грузинский импровизационный народный театр масок, представления которого устраивались под открытым небом в естественных амфитеатрах перед религиозными праздниками и другими торжествами, все роли в спектаклях исполняли мужчины), хатоба и другие, которые являются современными формами старинных праздников.

Старые религиозные представления можно найти в сказках, где люди поднимаются в небеса, разговаривают с солнцем и луной и др.

В процессе слияния общин в государственном строе происходило сближение различных религий. Высочайшим божеством грузин становится луна, в образе воина-мужчины, священным животным становится бык, поэтому его часто приносили в жертву. Рога быка имеют форму полумесяца, поэтому в культовых строениях, да и в простых жилищах находятся изображения рогов и бычьей головы. Такое распространение бычьего культа в Грузии было следствием развития земледелия.

Первый царь Картли Фарнаваз объявил главным божеством Армаз, что на хетинском языке означало «луна». Это название, так же как и многие другие элементы культа, внесли месхетинские племена, переселившиеся из Малой Азии.

Статуя Армаза была установлена в Мцхете на высокой горе, которую впоследствии назвали горой Армаза. Она представляла собой статую медного воина в золотом одеянии, у которого вместо глаз были драгоценные камни, а в руках он держал меч. Праздник в честь Армаза проходил в конце лета, в ритуальном шествии принимала участие царская семья, в жертву приносили детей. Рядом с Армазом стояли статуи других божеств, которым грузины приписывали разные силы и поклонялись им.

Объединение древних общин в государства «Диаохи», «Колха» и другие, а затем Эгриское и Картлийское царства имели политический и экономический союз, как со странами Малой Азии, так и с Грецией, и с Римом.

Этот союз имел отражение и в культурном развитии страны. Грузинский народ по общественному развитию имел большую самобытную культуру, он не вел замкнутый образ жизни. Грузинская культура быстро осваивала все, что создавалось хорошего в ближних странах. По своему географическому расположению она являлась мостом между Западом и Востоком. Поэтому здесь происходило слияние двух культур – восточной и западной.

Древнегреческий географ Страбон писал, что в Грузии было много городов построено с архитектурными приемами: Мцхета, Армазская крепость, Урбниси, Уплисцихе, что подтверждают и археологические раскопки.

Особенно надо отметить высеченный в скале город Уплисцихе, где среди помещений разных назначений есть и здание античного театра, вокруг Мцхеты найдены останки дворцов. Особо следует отметить бани античного периода. Здание бани представляло собой сложное сооружение. Оно состояло из нескольких помещений, бассейнов для горячей и холодной воды, подпольных устройств для подогрева воды и воздуха. Водопровод был из глины, полы были отделаны мозаикой. Такие бани были найдены вблизи Мцхеты, в Армазском ущелье, а также в Западной Грузии. Вблизи Мцхеты был найден хорошо сохранившийся царский склеп, что подтверждает высокое развитие строительного искусства в этот период.

В Западной Грузии на территории поселения Вани археологи раскопали останки города, где были разные культовые здания, остатки круглого дворца, улицы, мощеные булыжником, и многое другое. Среди множественных предметов была найдена бронзовая фигура богини победы Ники.

Античным городом являлся замок Годжи, который греки называли «Археополис» или «Древний город».

Большой спор среди ученых вызывает происхождение грузинской письменности. Первый букварь составил царь Картли Парнаваз. Более ранней письменности на грузинском языке, чем в
V веке пока не найдено. В Грузии пользовались греческой и распространенной по всему Востоку арамийской письменностью. На этих языках выполнены найденные надписи. На основании этой азбуки была создана грузинская письменность, которая постоянно совершенствовалась. Окончательную, совершенную форму она приобрела после принятия христианства.



Оглавление
Грузия от первобытного строя до эпохи позднего феодализма
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первобытное общество и его ранние этапы (каменный век)
Происхождение родового сословия
Появление религии у первобытного человека
Новый каменный век (неолит)
Развитие земледелия и культуры
Ранние классические государства на территории Грузии
Уничтожение Диаохи и Колхи
Происхождение Эгриского и Картлийского царства
Грузия на пороге старого и нового летоисчисления
Религия и культура в раннем классическом периоде в Грузии
Грузия в период раннего феодализма
Борьба за независимость грузинского народа во второй половине V века. Царь Вахтанг Горгасали
Грузия в VI веке
Грузия в VII веке. Господство арабов
Грузия под гнетом арабов
Развитие общества и культуры в IV-VIII веках в Грузии
Борьба за объединение Грузии
Грузия в XI веке
Культурное развитие Грузии в IX-XI веках
Окончание объединения Грузии. Давид Строитель
Укрепление грузинской феодальной монархии в XII-XIII веках
Экономическое и общественное развитие Грузии в XII и начале XIII века
Государственный строй Грузии и культура в XII-XIII веках
Спад в динамичном развитии феодальной Грузии в XIII веке. Установление монгольского господства
Борьба грузинского народа против татаро-монгольского ига
Освобождение Грузии от монгольского ига. Георгий Блестящий
Нападение Темур-Ленга на Грузию. Распад страны на отдельные царства и княжества
Борьба грузинского народа против иноземных завоевателей в конце XV – первой половине XVI вв.
Грузия во второй половине XVI века и в начале XVII века
Борьба грузинского народа против агрессии Кизилбашев в XVII веке
Грузинские царства и княжества в конце XVII – начале XVIII вв.
Все страницы