Развитие земледелия и культуры

Примерно 6-7 тысяч лет назад на территории Грузии для изготовления оружия вместе с обработкой камня человек научился обрабатывать и металл. Человек чисто случайно нашел залежи меди и познал ее свойства. В отличие от камня, который можно только сверлить, металл можно еще и ковать. Ковкой можно было изготавливать более удобные орудия для хозяйства и для охоты. Залежами меди была богата территория Грузии, они порой находились на поверхности земли. Большая заслуга предков грузин в развитии металлургии. В виде самородков в природе можно было добыть и золото, блеск и привлекательность которого научили человека изготавливать украшения. Но по-прежнему на этом раннем этапе освоения металла основным инструментом для изготовления хозяйственного инструмента остается камень, кость и дерево. Техника обработки камня в том периоде находилась на самом высоком уровне. Этот период называется периодом «энеолита» («энеос» в переводе с латинского – медь, «литос» в переводе с греческого – камень). В этот период в земледелии стали применять искусственное орошение, что позволило повысить урожайность. Для жилья человек все реже стал использовать пещеры в связи с ростом численности семьи. Так стало развиваться строительство. Первые дома строили из глины: овальной формы, небольшой площади, с различными помещениями. Несколько десятков таких жилищ образовывали поселения, располагались они, как правило, на возвышенных местах. В этих жилищах или рядом постоянно горел очаг. Такие поселения геологи нашли на территории Нижнего Картли. Иногда вокруг таких поселений возводили каменные стены или окапывали рвом для обороны. В связи с ростом численности населения люди стали переселяться на соседние возвышенности. Центром таких поселений всегда оставалась та первая возвышенность, откуда они стали расселяться, здесь же находилась их святыня и укрепленное место для самообороны. Здесь собирались старейшины для обсуждения и решения различных вопросов. Земледелием занимались вблизи поселений, пастбища располагались также вблизи жилища, пастухами были только мужчины. В связи с появлением избытка сельскохозяйственной продукции и продукции ремесла участились столкновения между отдельными родовыми общинами. В основном земледелием, добычей и обработкой металла занимались мужчины. Этот факт обусловил продвижение мужчин во главу семьи и рода в целом. Матриархат начал уступать место патриархату.

На пороге 4-3 тысячелетия до нашей эры научились плавить бронзу путем добавления в медь различных веществ и из этого сплава стали изготавливать оружие. Быстрыми темпами развивалась обработка металла. Этот период делится на три части: ранний, средний и поздний бронзовый период.

С 4 тысячелетия до первой половины 3 тысячелетия до н.э. развивалась достаточно высокая культура раннего бронзового периода. Эта культура широко распространилась не только в Закавказье, но и в Азии.

Во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры наблюдается дальнейшее развитие жизнедеятельности человека. На передний план выходит животноводство, особенно овцеводство, а также развивается металлургия и культура.

В ранний и средний бронзовый периоды пока еще не наблюдаются классовые различия. Все члены семьи и рода равноправны. Все главные вопросы, такие как вопросы мира и войны, избрания вождя, вынесение приговора за тяжкие преступления решались на общих собраниях. Каждый мужчина принимал участие в военных действиях, а также в случае возведения погребального кургана для вождя. В связи с учащением военных столкновений для самообороны и для достижения главенства над другими общинами, отдельные общины объединялись в союзы, но эти союзы были непрочными и недолгими.

Общины объединялись лишь в тех случаях, когда надвигалась опасность нападения на них или когда сами собирались нападать, после этого такие союзы распадались. Археологические раскопки подтверждают существование в средний бронзовый период таких союзов. Найдены богатые захоронения вождей в курганах, в сооружении которых принимал участие большой коллектив, входящий в союз. Некоторые курганы достигали 15 метров высоты, а площади – в один гектар. Останки умершего вождя сжигали, помещали на четырехколесную телегу и захоранивали в склепе из дерева или камня. Туда же помещали драгоценные предметы, посуду и оружие. Сверху сооружение покрывалось землей или камнем. В одной из раскопок был найден золотой кубок, украшенный разноцветными камнями, который считается ювелирным произведением. Здесь же найден серебряный кубок с изображением зверей и религиозного церемониала. Этот склеп принадлежал несомненно какому-то высокочтимому вождю.

Во второй половине второго тысячелетия до нашей эры наступил поздний бронзовый период. На территории Грузии образовались две культуры: западно-грузинская (Колхетинская или Колхидская культура) и восточно-грузинская культура. Колхетинская, или Колхидская культура – археологическая культура на территории Западной Грузии, относящаяся к позднебронзовому и раннежелезному векам (13-7 вв. до н.э.). Известна по могильникам, поселениям и кладам. Характеризуется богатым бронзовым инвентарём, среди которого встречаются отдельные железные предметы. Основными центрами металлургического производства были бассейн
р. Чорохи, Абхазия и район Рачинского и Лечхумского хребтов, что совпадает с локальными вариантами Колхидской культуры. Племена Колхидской культуры жили патриархально-родовыми общинами (имеются признаки имущества, дифференциации), занимались земледелием, в горах развивались скотоводство и металлургия. Колхидская культура имеет много общего с Кобанской культурой.

На протяжении второго тысячелетия до нашей эры развитие бронзовых орудий способствовало быстрому развитию хозяйства. Усовершенствованные орудия труда уже находились в собственности отдельных семей, а также в семейной собственности находились жилища и скот. Некоторые семьи стали отделяться от общины и сами вели свое хозяйство. Отдельные из них переселялись на территории других общин, что вызывало разобщенность. Но все равно традиции общинного ведения хозяйства были сильны. Большие площади земли находились в собственности общины. Сложившиеся на протяжении веков традиции еще долгое время были нерушимы. Разница состояла лишь в том, что община состояла уже не из одной фамилии, а включала в себя другие фамилии и семьи. Так фамильную общину сменила община нового типа.

Развитие частной собственности способствовало накоплению богатства в отдельных семьях в отличие от других семей общины. Избрание верховных лиц стало происходить из таких семей, которые старались навсегда завладеть властью и передавать ее по наследству. Они пользовались своим положением и завладевали лучшими участками земли. Также во время войны захватывали большую часть трофеев. Пользуясь своим положением, в корыстных целях присваивали пожертвования и участки земли, богатея при этом. Вожди общин часто являлись верховными жрецами. Это еще более усиливало их авторитет и власть.

Захваченных военнопленных больше не убивали, как раньше, их превращали в рабов и использовали для работы в хозяйстве. Большое количество пленных приносили в жертву, фактически они становились собственностью жрецов. Из общин выделялись в отдельный класс наиболее состоятельные люди, которые эксплуатировали не только рабов, но и свободных членов общины. Распад первобытной общины происходил и другим путем. Более сильная община завоевывала более слабую и заставляла платить дань и по приказу выходить на тропу войны с ее стороны. Так что дальнейшее объединение общин происходило по принципу «завоеватель и захваченный». Такие союзы были более крепкими и долговечными. Так постепенно разрушался общинно-фамильный строй, и зарождалось раннее классовое общество.



Оглавление
Грузия от первобытного строя до эпохи позднего феодализма
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первобытное общество и его ранние этапы (каменный век)
Происхождение родового сословия
Появление религии у первобытного человека
Новый каменный век (неолит)
Развитие земледелия и культуры
Ранние классические государства на территории Грузии
Уничтожение Диаохи и Колхи
Происхождение Эгриского и Картлийского царства
Грузия на пороге старого и нового летоисчисления
Религия и культура в раннем классическом периоде в Грузии
Грузия в период раннего феодализма
Борьба за независимость грузинского народа во второй половине V века. Царь Вахтанг Горгасали
Грузия в VI веке
Грузия в VII веке. Господство арабов
Грузия под гнетом арабов
Развитие общества и культуры в IV-VIII веках в Грузии
Борьба за объединение Грузии
Грузия в XI веке
Культурное развитие Грузии в IX-XI веках
Окончание объединения Грузии. Давид Строитель
Укрепление грузинской феодальной монархии в XII-XIII веках
Экономическое и общественное развитие Грузии в XII и начале XIII века
Государственный строй Грузии и культура в XII-XIII веках
Спад в динамичном развитии феодальной Грузии в XIII веке. Установление монгольского господства
Борьба грузинского народа против татаро-монгольского ига
Освобождение Грузии от монгольского ига. Георгий Блестящий
Нападение Темур-Ленга на Грузию. Распад страны на отдельные царства и княжества
Борьба грузинского народа против иноземных завоевателей в конце XV – первой половине XVI вв.
Грузия во второй половине XVI века и в начале XVII века
Борьба грузинского народа против агрессии Кизилбашев в XVII веке
Грузинские царства и княжества в конце XVII – начале XVIII вв.
Все страницы