Развитие общества и культуры в IV-VIII веках в Грузии

В IV–VIII вв. произошли большие изменения в общественно-классовом развитии в Грузии. Азнауры все больше расширяли свои владения, отнимая землю у свободных членов общины, делая их крепостными.

Население без боя не отдавало свою землю и свободу, но победа оставалась за хорошо вооруженными и подготовленными азнаурами.

В феодальном периоде источником богатства и власти была земля. Сильнее и богаче был тот, у кого было больше земли. Самыми большими территориями владел царь, но он был вынужден передавать большую часть своих владений азнаурам за различную службу. В руках азнауров находились отдельные части страны, где они занимали чиновничьи посты. Они старались превратить свою власть и имущество в наследственность. На основании этого между царем и феодалами велась ожесточенная борьба, которая завершилась упразднением власти царя в Картли. Завоеватели поддерживали азнауров, чтобы таким путем обеспечить себе власть и господство в стране. Вначале иранцы, а затем византийцы передали азнаурам все их владения в наследственность, поэтому крупные феодалы в своих владениях становились неприкосновенными.

Мелкие и средние азнауры вынуждены были идти под покровительство феодалов. Иногда крупные феодалы силой подчиняли себе мелких и средних феодалов.

Развитию грузинского феодального общества мешало арабское господство. Но и сами арабы оказывались под влиянием феодального развития завоеванных народов. Вследствие чего Араб-ский халифат распался. Арабское господство в основном распространялось на центральных территориях Картли. А в это время на окраинах возникали новые княжества с более развитым феодальным строем.

Развитие феодальных отношений в Грузии совпало с объявлением государственной религией христианства. Христианская религия стала идеологией феодализма. Она учила покорности и терпимости ко всем бедам, из-за этого религия стала мощным оружием в руках феодалов для подчинения крестьян.

Феодальная Грузия получила из античного периода богатое культурное наследие, и поэтому культура этого периода основывалась на традициях прошлого. Также грузинская культура имела крепкую связь с культурой других народов: Византии, арабов, Армении и Ирана. Эта связь обогащала грузинскую культуру и способствовала ее быстрому развитию. Со своей стороны грузинская культура также оказывала влияние на развитие культур других народов.

Христианская религия вела беспощадную войну против старых обычаев и религий. Уничтожались памятники культа, возможно, в это время и была уничтожена письменность старого периода. Христианская религия требовала широкого применения письменности. В связи с этим грузинская азбука стала более совершенной – наподобие греческой. Каждой букве было присвоено и цифровое значение. Грузинские письмена, датируемые пятым веком нашей эры, хранятся в Палестине в грузинском монастыре. На территории Грузии древние письмена хранятся в Болниском и Мцхетинском монастырях и в некоторых других.

Древнейший вид письменности был восточным. В V-VIII веках книги изготавливались из специальной кожи и были очень дорогими. Их особенностью являлось то, что старые записи в них можно было стирать и вписывать новые. Ученые смогли прочесть стертые старые записи и восстановили множество текстов. В этом периоде была создана и система грузинского летоисчис-ления. Древними христианскими книгами, которые переводились с других языков: греческого, еврейского, сирийского – были Библия и Евангелие, вскоре появились и оригинальные произведения.

В таких произведениях хорошо отражалась социально-экономическая и политическая жизнь страны. Развитие новых феодальных отношений и, что главное, утверждение в Грузии христианст-ва и его дальнейшее укрепление отразились на развитии грузинской культуры. К V в. относятся первые известные нам памятники грузинского письма: это – надписи в грузинском монастыре Святого Креста в Палестине, в Вифлеемской пустыне (ныне Бир-эль-Кутт), раскопанные итальянским археологом Вирджилио Корбо, а также в Болнисском Сиони к югу от Тбилиси. Возникновение грузинской письменности поныне является спорной проблемой: одни исследо-ватели считают, что она возникла задолго до христианской эпохи, другие же увязывают этот факт с утверждением христианства, хотя не отрицают возможности наличия в Грузии какой-то своеобразной письменной системы еще в дохристианскую эпоху. Надо также помнить, что с элли-нистической эпохи в Грузии были в ходу греческий язык и письмо, а также арамейское письмо.

Замечательных успехов достигла в раннехристианскую эпоху грузинская литература. К V-VI вв. относятся оригинальные агиографические сочинения: «Мученичество св. Шушаник» Якова Цуртавели (V в.) и «Мученичество Евстафия из Мцхета» неизвестного автора (VI в.), положившие начало весьма богатой грузинской агиографической литературе последующих веков. Оба произ-ведения характеризует высокий художественный уровень и ряд оригинальных черт, отличающих их (и вообще грузинскую агиографию) от образцов византийской агиографии – литературы о жизни и деяниях святых. Это свидетельствует о сложившейся уже традиции литературного творчества. Кроме того, в данную эпоху засвидетельствована довольно продуктивная перевод-ческая деятельность с греческого и сирийского языков. В IV-V вв. были переведены Библия и ряд сочинений церковных авторов. Так закладывалась основа активной литературной деятельности – как оригинальной, так и переводческой – которая была столь характерна для средневековой Грузии.

В этом периоде в Грузии была широко распространена античная философия и риторическое искусство.

Во второй половине IV века в Восточной римской империи хорошо был известен царевич Бакури своей образованностью и любовью к философии. В IV веке в Кахетии в городе Фазиси существовала философско-риторическая школа, где получили образование известные греческие риторики Евгениос и его сын Темистиос.

В первой половине V века грузинский царевич Мурван, который жил и рос в Константинополе, стал знаменитым философом, известным на весь мир. Мурван был известен под именем Петре Иберского, он не терял связь с Грузией и не один грузинский монастырь построил в Палестине.

Христианская религия требовала соблюдения определенных канонов и в искусстве, что должно было быть общим для христианской страны. Но грузинское искусство получило колоритную национальную форму. Это наблюдается как в архитектуре, так и в дизайне.

Христианская религия ставила определенные задачи перед строителями. Они должны были строить особые строения – церкви, где должны были происходить богослужения. Изначально это были простые примитивные здания и сооружения. С установлением в Грузии христианства здесь распространяется канонизированный церковью тип богослужебного строения – трехнефная базилика, однако под влиянием местных традиций он получил совершенно оригинальный вид; более того, в VI в. в Грузии возник особый тип бескупольного трехнефного церковного здания, так называемая «трехцерковная базилика» – тип богослужебного строения, в котором центральный неф отделяется от боковых не рядом колонн или столбов, а сплошной стеной с узкими проходами.
В Грузии с самого начала предпочтение отдавалось купольным церковным сооружениям. Уже в
VI в. возник здесь своеобразный тип крестово-купольной церкви, где центральный купол опирается не на столбы, как это было в Византии, а на выступы стен, помещения же располагаются вокруг основного крестообразного пространства, и все вместе умещается в квадратный план. Купольный храм, классическим и древнейшим образцом которого является храм Святого Креста («Джвари») близ Мцхеты, получил в Грузии совершенно своеобразное развитие, корни которого следует искать в народной архитектуре древнего жилого дома («дарбази» – древний тип народного жилища, в прошлом распространенный в горных районах Южной и Восточной Грузии, пережиточно сохранилось в ХХ в., особенность дарбази – перекрытие в виде деревянного ступенчатого свода – гвиргвини; дарбази объединяло под одной крышей жилые и хозяйственные помещения).

Из национальных памятников этого периода сохранились в Восточной Грузии храмы Уджерми, Череми, а в Западной Грузии крепость Годжи.



Оглавление
Грузия от первобытного строя до эпохи позднего феодализма
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первобытное общество и его ранние этапы (каменный век)
Происхождение родового сословия
Появление религии у первобытного человека
Новый каменный век (неолит)
Развитие земледелия и культуры
Ранние классические государства на территории Грузии
Уничтожение Диаохи и Колхи
Происхождение Эгриского и Картлийского царства
Грузия на пороге старого и нового летоисчисления
Религия и культура в раннем классическом периоде в Грузии
Грузия в период раннего феодализма
Борьба за независимость грузинского народа во второй половине V века. Царь Вахтанг Горгасали
Грузия в VI веке
Грузия в VII веке. Господство арабов
Грузия под гнетом арабов
Развитие общества и культуры в IV-VIII веках в Грузии
Борьба за объединение Грузии
Грузия в XI веке
Культурное развитие Грузии в IX-XI веках
Окончание объединения Грузии. Давид Строитель
Укрепление грузинской феодальной монархии в XII-XIII веках
Экономическое и общественное развитие Грузии в XII и начале XIII века
Государственный строй Грузии и культура в XII-XIII веках
Спад в динамичном развитии феодальной Грузии в XIII веке. Установление монгольского господства
Борьба грузинского народа против татаро-монгольского ига
Освобождение Грузии от монгольского ига. Георгий Блестящий
Нападение Темур-Ленга на Грузию. Распад страны на отдельные царства и княжества
Борьба грузинского народа против иноземных завоевателей в конце XV – первой половине XVI вв.
Грузия во второй половине XVI века и в начале XVII века
Борьба грузинского народа против агрессии Кизилбашев в XVII веке
Грузинские царства и княжества в конце XVII – начале XVIII вв.
Все страницы