Культурное развитие Грузии в IX-XI веках

Историческое развитие Грузии в IX-XI веках проходило под знаком политического объединения страны, что со своей стороны оказывало существенное влияние на развитие культуры. Объединение грузинских государств в одно целое фактически завершилось с формированием одного грузинского народа. Особое значение приобрел грузинский язык, который являлся во всех уголках объединенного государства единым государственным языком. Грузинский язык начинает распространяться и на Северном Кавказе – в Осетии, Черкессии, всюду, где распространилось христианство на территории Грузии. Церковно-культурное объединение опережало политическое объединение Грузии.

В IX-XI веках были созданы памятники грузинской литературы, историко-биографические рассказы: «Жизнь Серафиона Размели», автор Васил Размели, «Жизнь Григола Хандзтели», автор Георги Мерчуле. В условиях борьбы с внешним врагом, особенно с мусульманами, важное значение имело описание жизни и смерти патриотов Родины. Эти биографические рассказы также имеют историческую ценность. Они дают бесценные сведения о культурной жизни общества и быте того периода.

Оригинальным жанром грузинской письменности является гимнография – церковная поэзия, которая в виде песен исполнялась в церквях. Известными представителями этого жанра является Микаел Модрекили, Ионе Минчхе, Ионе Мтбеваре и другие. Гелиограф X века Микаел Модрекили составил сборник из своих и других произведений, в который были внесены и произведения византийских гелиографов. Эти гимны имеют особые музыкальные знаки, которые при исполнении звучат то громче, то тише.

В этом периоде уже существовала и национальная художественная литература, как переводная, так и оригинальная. Лишь малая часть сохранилась до наших времен.

В Грузии того времени для образованного человека обязательным было знание философии, что создавало предпосылки для создания философии как науки. Именно в этом периоде были созданы произведения грузинской философии, к таким относится одна из притч про Будду, которая была переведена на греческий язык в XI веке писателем Эквтиме Атонели, а с греческого ее перевели на латинский и распространили по всей Европе.

В IX-XI веках получила особенное развитие историческая литература. Были отредакти-рованы и дополнены рассказы «Происхождение Картли», в которых была описана история страны с древних времен и до IX века. В них же было описано просвещение Картли святой Нино.

В единой и экономически сильной стране, естественно, высокого уровня развития достигла и культура – светская и церковная литература, наряду с художественной и научной, развивались стенная живопись и зодчество, искусство чеканки и златокузнечество. Основными центрами искусства и науки, как и прежде, являлись монастыри. Новые и старые монастыри превращаются в сложные комплексы с несколькими церквями, семинариями, трапезными, больницами. Монасты-рям по-прежнему уделяется большое внимание, как тем, что внутри страны, так и тем, что функционировали за рубежом: в Греции, Болгарии, Сирии, Палестине, на Кипре; все они представляли собой крупные очаги грузинской культуры. В самой Грузии особо выделяется основанный Давидом Строителем Гелатский монастырь, при котором функционировала высшая философско-богословская школа, или академия. Она собрала в своих стенах самых выдающихся грузинских теологов, философов, ораторов, переводчиков и филологов, среди которых был величайший мыслитель средневековой Грузии неоплатоник Иоанн Петрици, пользовавшийся известностью и авторитетом и в Византийской империи. Такая же академия была основана и в Икалто, в Кахети. Общепризнанным очагом культуры стал основанный еще в Х в. грузинский монастырь на Афонской горе – Иверон, где трудились известные деятели – Иоанн и его сын Евфимий Афонские, Георгий Святогорец и др. В этом монастыре сложилась своеобразная и весьма продуктивная переводческая школа, представители которой создавали и оригинальные церковные трактаты, и другие сочинения. Крупным культурно-литературным центром являлся и Петрицонский (ныне Бачковский) монастырь в Болгарии.

В эту эпоху достигает расцвета и грузинская историография. В XI в. создается свод официальных летописей – «Картлис цховреба» («Житие Грузии»). До нас дошли и другие памятники исторической мысли эпохи, а также образцы высокоразвитой светской литературы, мировоззренческой основой которой являлся гуманизм, нашедший свое поэтическое выражение в величайшем памятнике грузинской литературы, в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», являвшейся венцом средневековой грузинской культуры, отразившей прогрессивные тенденции, характерные для идей Ренессанса. Созидательная энергия грузинского народа выявилась и в других областях культуры. Роскошные кафедральные соборы царя Баграта III в Кутаиси, Свети Цховели в Мцхета, Алаверди в Кахети, церкви Самтавро и Самтависи, знаменитый пещерный монастырский комплекс в Вардзиа (юго-западная Грузия) – являются свидетельством высокого уровня грузинского зодчества и одаренности архитекторов, выработавших свой национальный стиль, проложивших самобытный, оригинальный путь развития грузинской архитектуры. Замечательные чеканные творения златокузнецов Бека и Бешкена Опизари показывают, сколь значителен вклад Грузии в сокровищницу мировой культуры.



Оглавление
Грузия от первобытного строя до эпохи позднего феодализма
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первобытное общество и его ранние этапы (каменный век)
Происхождение родового сословия
Появление религии у первобытного человека
Новый каменный век (неолит)
Развитие земледелия и культуры
Ранние классические государства на территории Грузии
Уничтожение Диаохи и Колхи
Происхождение Эгриского и Картлийского царства
Грузия на пороге старого и нового летоисчисления
Религия и культура в раннем классическом периоде в Грузии
Грузия в период раннего феодализма
Борьба за независимость грузинского народа во второй половине V века. Царь Вахтанг Горгасали
Грузия в VI веке
Грузия в VII веке. Господство арабов
Грузия под гнетом арабов
Развитие общества и культуры в IV-VIII веках в Грузии
Борьба за объединение Грузии
Грузия в XI веке
Культурное развитие Грузии в IX-XI веках
Окончание объединения Грузии. Давид Строитель
Укрепление грузинской феодальной монархии в XII-XIII веках
Экономическое и общественное развитие Грузии в XII и начале XIII века
Государственный строй Грузии и культура в XII-XIII веках
Спад в динамичном развитии феодальной Грузии в XIII веке. Установление монгольского господства
Борьба грузинского народа против татаро-монгольского ига
Освобождение Грузии от монгольского ига. Георгий Блестящий
Нападение Темур-Ленга на Грузию. Распад страны на отдельные царства и княжества
Борьба грузинского народа против иноземных завоевателей в конце XV – первой половине XVI вв.
Грузия во второй половине XVI века и в начале XVII века
Борьба грузинского народа против агрессии Кизилбашев в XVII веке
Грузинские царства и княжества в конце XVII – начале XVIII вв.
Все страницы