Грузия в период раннего феодализма

В первых веках нового летоисчисления Картлийское царство крепко стояло на ногах и имело прочную политико-культурную и экономическую связь с такими мощными государствами, как Рим и Парта. Все это ускоряло общественное развитие населения Картли. в этот период быстро развиваются орудия труда, особенно из железа, что способствовало дальнейшему развитию хозяйства. Железной сохой было проще осваивать большие участки земли. Развивались такие направления сельского хозяйства, как земледелие, садоводство, мелиорация и скотоводство. С развитием военного дела развивалось коневодство.

Развитие хозяйства и внедрение новых направлений требовало такую рабочую силу, которая была бы заинтересована в повышении урожайности и результатов труда. Ни раб, ни свободный член общины не были заинтересованы в улучшении результатов их труда. Раба заставляли работать и не давали ничего, свободный член общины занимался примитивным трудом. Он не был заинтересован внедрять что-либо новое, так как ему было достаточно только прокормить свою семью.

С быстрым развитием хозяйства и новых направлений общинное земледелие распадалось и принимало частный семейный вид. Отделившись от общины, маленькая часть, которая более умело справлялась с хозяйством, богатела, но большая часть не справлялась с налогами и обнищала.

Обнищавшие члены общества были вынуждены продавать ту часть земли, которая им досталась при разделе. Их землю покупали состоятельные бывшие члены общины, которые все богатели и крепко вставали на ноги, роль последних в жизни страны возрастала.

Таким образом, возникали, с одной стороны, азнауры – грузинские дворяне среднего сосло-вия, богатые привилегированные земледельцы, с другой стороны, глехи – бесправные и бедные крестьяне, «глехи» означает «ничего не имеющий». Оставшиеся без земли и без средств к существованию «глехи» были вынуждены идти к азнаурам и на определенных условиях брать у них участки. Фактически они становились собственностью азнаура. Азнаур сам уже не обрабатывал землю, таких землевладельцев в Европе называли феодалами.

Для улучшения результатов труда даже рабам давали участки земли, оставляли часть урожая, разрешали иметь семью. Таким образом в стране развивались феодальные отношения.

Эти процессы происходили долго и в остром противостоянии между классами. Свободные члены общины не могли легко расстаться со своими правами и боролись за их сохранение. Окончательная победа всегда оставалась на стороне хорошо вооруженных феодалов. И все-таки общинное земледелие еще долгое время оставалось в Грузии. Этот период называется периодом раннего феодализма.

Внешняя политика Картли с III века резко ухудшилась. Это было вызвано в первую очередь тем, что на юге страны вместо портийского государства образовалось новое более мощное Иранское государство, во главе с Сосанийской династией. Они построили централизованную страну, восстановили иранскую религию и начали энергичную борьбу против соседей, в первую очередь для завоевания стран Кавказа. Они победили Римскую империю и начали вытеснять римлян с Востока.

В начале IV века государственной религией Рима было христианство. Сосанийский Иран противопоставил свою религию «маздианоба» и начал насильственно распространять ее в странах Кавказа. В такой обстановке грузинские политики решили принять христианство и тем самым укрепить союз с Римом против Ирана.

Христианская религия возникла в Восточной части Римской империи в I веке нового летоисчисления. Первоначально она была религией нищих и угнетенных, которая учила своих последователей терпению в этой жизни, не противлению злу. Эти принципы совпадали с желаниями феодалов, и вскоре эта религия стала их идеологией.

В Грузии христианство также начало распространяться уже в I веке. В первой половине
IV века, примерно в 337 году христианство принял картлийский царь Мириан со своей семьей. Чуть позже грузинская христианская церковь разработала методику склонения Грузии к христианству.

Христианство в Картли принесла из-за границы Нино Кабадокски. Она изначально прославилась как целительница. От тяжелых недугов вылечила она царицу Нани и склонила ее к христианству, также она хотела склонить и самого царя Мириана, но он не соглашался, пока не произошло чудо. На царя и его свиту, находящихся на охоте в лесу, вдруг опустилась темнота, они долго не могли найти дорогу. Царь обратился ко всем божествам своих предков, но только тогда стало светло, когда Мириан вспомнил об Иисусе. После этого картлийский царь признал христианство и принял обряд крещения.

Христианство в Грузии быстро распространялось. Но в тех концах страны, где общество жило первобытной жизнью, они охраняли религию предков. Царю пришлось принудительно обратить их в христиан.

В Западной Грузии христианство распространилось раньше из-за более близкого расположения Рима. В 325 году в городе Никиа на первом всемирном конгрессе христиан присутствовал епископ Бичвинти. Как видно, государственной религией христианство в Эгриси должно было стать в IV веке.

Христианство ускоряло развитие феодальных отношений, поэтому оно играло важную роль в развитии общественных отношений. Христианство способствовало развитию грузинской культуры и литературы. Грузинская письменность с этого периода окончательно сформировалась и распространилась по всей Грузии. Христианство беспощадно боролось со старой религией и уничтожало множество ее культов, вместе с этим и образцы старой письменности.

В конце IV – начале V веках иранские шахи боролись за завоевание Кавказа. Вначале они смогли обложить данью Армению, Албанию и Картли. Уже в последние годы IV века их чиновник Питиахш восседал в городе-крепости Тбилиси и оттуда контролировал все действия Картлийского царя и сбор дани. Население картли несло и военную службу. Здесь время от времени собирали конные войска и отправляли в дальние походы в Среднюю Азию и Индию. Многие из таких походов не возвращались. Тем самым иранские завоеватели ослабляли мощь Картли.

В 428 году иранские правители упразднили царство в Армении, и народ оказался под невыносимым гнетом. Вскоре царство было упразднено и в Албании. Обстановка вокруг Картли становилась все сложнее.

В IV-V веках большие изменения произошли в Западной Грузии. В ее развитии существенную роль играло близкое расположение и общение с римским государством. В конце IV века Римская империя раскололась на две части – Восточную и Западную. Восточная Римская империя состояла из Греции и окружающих с востока провинций, столицей ее был город Константинополь, который располагался в Босфорском проливе, ранее он назывался «Византион», а империю называли Византийской.

Императорский двор Византии старался прочно обосноваться на территории Грузии, но местное население вело непримиримую борьбу с завоевателями.

В I-II веках на территории Западной Грузии больших успехов достигли Лази. Они постепенно подчинили себе всю Западную Грузию и к концу IV века отмежевались как отдельное царство. Это царство византийцы называли Лазика, а грузины традиционно – Эгриси. Его столицей был замок Годжи.

После продолжительных боев население Эгриси изгнало с побережья византийцев и фактически достигло независимости.



Оглавление
Грузия от первобытного строя до эпохи позднего феодализма
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первобытное общество и его ранние этапы (каменный век)
Происхождение родового сословия
Появление религии у первобытного человека
Новый каменный век (неолит)
Развитие земледелия и культуры
Ранние классические государства на территории Грузии
Уничтожение Диаохи и Колхи
Происхождение Эгриского и Картлийского царства
Грузия на пороге старого и нового летоисчисления
Религия и культура в раннем классическом периоде в Грузии
Грузия в период раннего феодализма
Борьба за независимость грузинского народа во второй половине V века. Царь Вахтанг Горгасали
Грузия в VI веке
Грузия в VII веке. Господство арабов
Грузия под гнетом арабов
Развитие общества и культуры в IV-VIII веках в Грузии
Борьба за объединение Грузии
Грузия в XI веке
Культурное развитие Грузии в IX-XI веках
Окончание объединения Грузии. Давид Строитель
Укрепление грузинской феодальной монархии в XII-XIII веках
Экономическое и общественное развитие Грузии в XII и начале XIII века
Государственный строй Грузии и культура в XII-XIII веках
Спад в динамичном развитии феодальной Грузии в XIII веке. Установление монгольского господства
Борьба грузинского народа против татаро-монгольского ига
Освобождение Грузии от монгольского ига. Георгий Блестящий
Нападение Темур-Ленга на Грузию. Распад страны на отдельные царства и княжества
Борьба грузинского народа против иноземных завоевателей в конце XV – первой половине XVI вв.
Грузия во второй половине XVI века и в начале XVII века
Борьба грузинского народа против агрессии Кизилбашев в XVII веке
Грузинские царства и княжества в конце XVII – начале XVIII вв.
Все страницы