Грузия под гнетом арабов

В 20-е годы VIII века арабы восстановили отношения с Грузией на основе «Покровительной грамоты». Население платило дань не с семьи, а с каждого ее члена, а также платило за земельные участки. Это было очень трудным бременем для населения, и участились восстания. Для окончательного примирения и завоевания Картли Арабский халифат отправил большую армию во главе с Мурваном Ибн Мухаммедом, которого грузины назвали «Мурван глухой». Он не прини-мал во внимание никаких обстоятельств.

В 735 году «Мурван глухой» со 120-тысячной армией вошел в Грузию. Он уничтожил население многих городов Восточной Грузии. Мурван напал и на Западную Грузию и также разрушил ее. Население оказывало ожесточенное сопротивление. Отличились правители Аргвети Давид и Константин, но арабы схватили их и казнили.

Мурван разрушил столицу Эгриси, замок Годжи, город Цхуми (ныне Сухуми). Он окружил замок Анакопи, где укрепились правитель Арчил и его брат Мири. Совместное войско Картли и Абхазии победило, и арабов изгнали. В лагере арабов произошла вспышка эпидемии. Арабское войско понесло большие потери и из-за наводнения, когда утонули 23 тысячи воинов и 35 тысяч лошадей. Жестокая война арабов длилась три года, все было разрушено, не оставалось пищи ни для людей, ни для скота.

После таких разрушений арабы прочно закрепились в Картли. Управляющего назначили из своих, его звали Амир. Он правил страной из Тбилиси. В крупных городах-крепостях стояли арабские войска.

Со второй половины VIII века все тяжелее становилась жизнь простого народа под гнетом арабов. Недовольство народа возрастало с каждым днем, народ вновь поднялся на борьбу. Битва была долгой и кровопролитной. Борьбе за освобождение грузинского народа благоприятствовали те обстоятельства, что арабы не смогли закрепиться в Западной Грузии, не контролировали горные местности, их власть в основном распространялась на центральные районы Картли. Жители центральных областей Картли переселяются на окраины, в первую очередь в Западную Грузию, где именно в это время появилось компактное картоязычное население, происходит картизация отдельных областей (Имерети, Гурии, Аджарии, Рачи). Массовый характер принимает переселение жителей из Центральной или Внутренней Картли («Шида Картли») в юго-западные области Грузии – в Самцхе, Тао, Кларджети, Джавахети и другие области этого региона. Эмиграция населения в окраинные области и Западную Грузию способствовала экономическому усилению последних и их политической консолидации. В результате возникают крупные феодальные объединения – княжества и царства: в 80-х годах VIII в. в восточной части Картли – Кахетинское княжество, а еще восточнее – Эретское царство, включившее в свой состав и западную часть соседней Албании.

Население эмигрировало в Западную Грузию или укрывалось в горах и оттуда продолжало борьбу против арабов. Большие проблемы доставляли арабам хазары, все походы на них заканчивались большими потерями для арабов.

В 70-х годах VIII века с новой силой вспыхнуло освободительное движение против арабов. Сначала в Армении, и хотя грузины помогали армянам, они все же потерпели поражение и для спасения укрылись на территории Грузии. За связь с армянами в 772 году халиф вызвал в Багдад правителя Картли Нерсе и три года держал его в плену. Через три года его освободили, но через некоторое время халиф опять вызвал его к себе. Нерсе отправил свою семью в Абхазию, а сам с большой свитой поехал за помощью к хазарам, которой он не получил, и был вынужден уехать в Западную Грузию.

Население Картли, Армении и Албании восстали против арабов. Азнауры и правители разных народов, которые не смогли найти общий язык с арабами, встали во главе восставших. Грузинский народ вел идеологическую войну против арабов, призывая к патриотизму. Отличившихся и погибших в боях борцов причисляли к лику святых. Их героизм описывали и читали людям, собравшимся в церквях, что звучало как призыв к освободительной борьбе.

Або (по происхождению араб) был слугой правителя Нерсе. Он вместе с ним приехал в Грузию, полюбил эту землю и вскоре сам принял христианство, арабы казнили его за это, но от веры он не отрекся. Это служило примером грузинам для пробуждения патриотических чувств.

Борьба против завоевателей особо обострилась в конце VIII – начале IX веков. Арабы упразднили управление грузинских дворян, уничтожили большую часть грузинской аристократии, и борьба против арабов приняла всеобщий характер.

Несмотря на упразднение власти грузинских азнауров и феодалов, население из центральной части переселялось в горные районы и переносило туда свою социально-экономическую и политическую жизнь. Создавались условия для возникновения более развитых феодальных политических отношений. В конце VIII века один за другим создавались новые грузинские феодальные царства на окраинах Грузии.

Раньше всех в 80-е годы VIII века в ущелье возле рек Арагви и Иври возникло Кахетинское самоуправляемое государство, центр которого находился в Тианети. В Восточной Кахетии возникло Эретинское царство.

В конце VIII века возникло объединившее всю Западную Грузию Абхазское царство. В конце VIII в. архонт Абазгии (эристави Абхазии) Леон поднял восстание против Византии и объявил себя «царем абхазов». (Абазгией в это время именовалась территория севернее р. Кодори, населенная как абхазо-адыгскими племенами, предками современных абхазов, так и грузинскими (мегрельскими и сванскими) племенами, такое же значение имел и грузинский термин «Абхазети», этноним же «абхази» означал с этого времени население вообще Западной Грузии.) Леон освободил также Лазику (Эгриси) и создал независимое Эгрис-Абхазское царство со столицей Кутаиси. Несмотря на то, что это политическое объединение официально именовалось Абхазским царством, по сути оно не являлось абхазским государством: подавляющее большинство его населения, политическая направленность его и культура по существу являлись грузинскими. Это было грузинское государственное образование. Позже, в IX в. Абхазское царство отделилось от Византии и в церковном отношении, выйдя из-под юрисдикции Константинопольского патриарха; вскоре западно-грузинская церковь подчинилась Мцхетскому католикосу. Таким образом произошло церковное объединение Западной и Восточной Грузии, что повлекло за собой окончательное утверждение в Абхазском царстве грузинского языка и в церковном богослужении, и в государственно-административном обиходе, и в культурной жизни.

Эристави – царские сановники, возглавляющие административные области.

В борьбе с византийцами Эгрисское царство ослабло, и его упразднили. Периодические нападения арабов и их господство ослабили местную власть.

В социально-культурную жизнь большие изменения внесли переселенцы из Картли. В течение этого века постепенно окрепла Абхазия, которая была защищена от нападения арабов и оставалась лишь под влиянием уже ослабевшей Византии. В первой половине VIII века к Абхазии присоединилась Абшинети, а во второй половине века объединились Абхазия и Эгриси. Правитель Абхазии Леон II воспользовался междоусобными войнами Византии и объявил себя царем. Возникшее большое Западно-Грузинское государство со столицей Кутаиси называлось Абхазское и Эгрисское царство.

В начале IX века на юго-западе Грузии возникло еще одно независимое государство. Ашот Багратион, потомственный дворянин, бежал от арабов и вместе с семьей и многочисленной свитой поселился в родовом имении Кларджети. Отсюда он постепенно подчинил себе соседние общины и создал просторное владение. Как непримиримого борца с арабами его поддерживала Византия. Ему присвоили высокий титул Ашот «Кураполаты». Столицей он объявил город Артануджи. В конце IX века потомок Ашота Адарнаси Багратион получил титул грузинских царей, и с этого времени возникло Таокларджетское или Грузинское царство.

В начале IX века началась борьба за отделение Тбилиси от Халифата. В его территорию также входила внутренняя часть Картли и Нижний Картли. Несмотря на то, что Тбилиси находился под непосредственным правлением амира, он не был оторван от Грузии. Население его имело тесную связь со всей Грузией. Тбилиси находился на важнейшем торговом пути. Сюда приезжали торговать и грузины, и многие другие народы. Он превратился в один из крупных торговых центров Востока.



Оглавление
Грузия от первобытного строя до эпохи позднего феодализма
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первобытное общество и его ранние этапы (каменный век)
Происхождение родового сословия
Появление религии у первобытного человека
Новый каменный век (неолит)
Развитие земледелия и культуры
Ранние классические государства на территории Грузии
Уничтожение Диаохи и Колхи
Происхождение Эгриского и Картлийского царства
Грузия на пороге старого и нового летоисчисления
Религия и культура в раннем классическом периоде в Грузии
Грузия в период раннего феодализма
Борьба за независимость грузинского народа во второй половине V века. Царь Вахтанг Горгасали
Грузия в VI веке
Грузия в VII веке. Господство арабов
Грузия под гнетом арабов
Развитие общества и культуры в IV-VIII веках в Грузии
Борьба за объединение Грузии
Грузия в XI веке
Культурное развитие Грузии в IX-XI веках
Окончание объединения Грузии. Давид Строитель
Укрепление грузинской феодальной монархии в XII-XIII веках
Экономическое и общественное развитие Грузии в XII и начале XIII века
Государственный строй Грузии и культура в XII-XIII веках
Спад в динамичном развитии феодальной Грузии в XIII веке. Установление монгольского господства
Борьба грузинского народа против татаро-монгольского ига
Освобождение Грузии от монгольского ига. Георгий Блестящий
Нападение Темур-Ленга на Грузию. Распад страны на отдельные царства и княжества
Борьба грузинского народа против иноземных завоевателей в конце XV – первой половине XVI вв.
Грузия во второй половине XVI века и в начале XVII века
Борьба грузинского народа против агрессии Кизилбашев в XVII веке
Грузинские царства и княжества в конце XVII – начале XVIII вв.
Все страницы