Борьба за независимость грузинского народа во второй половине V века. Царь Вахтанг Горгасали

В течение IV-V веков феодальные отношения на территории Картли развивались. Из сословия азнауров выделилась более богатая часть, которая стала называться большими азнаурами. Они зани-мали все ключевые посты в государстве и в церквях, владели и распоряжались большими терри-ториями и поселившимися на них общинами. Они старались владеть этими должностями и терри-ториями из поколения в поколение, чему царское правительство решительно сопротивлялось.

В связи с этим между азнаурами и царем возникла вражда. Этим воспользовался шах Ирана и встал на сторону больших азнауров. Таким образом они старались подчинить Картли.

Одним из таких азнауров был правитель Нижней Картли питиахш Васген. Его пригласили во дворец шаха, где он отрекся от христианства и принял мусульманство. Иранский шах женил его и с большим почетом отправил в Картли. Такое поведение Васгена на родине приняли с большим возмущением, особенно его первая жена Шушаник, которая после многих пыток и унижений не отреклась от христианства. Верность вере и родине Шушаник подробно описал Якоб Цуртавели.

В это время церковь Картли была уже организована феодально. Она владела обширными территориями, которыми правили епископы. Высшие церковные посты занимали выходцы из среды больших азнауров, которые защищали интересы феодалов.

Иранский шах старался наладить отношения с грузинской церковью. Где у него получалось, он навязывал свою веру, а где не получалось, поддерживал такие направления христианства, которые в Византии преследовались и были запрещены. Таким образом он старался вывести
из-под влияния Византии восточные страны, что упростило бы выполнение его завоевательных планов.

В это время в христианстве было два направления: монофизитство (одно из течений в христианстве, возникшее в V веке, признававшее наличие у Христа только одной божественной природы и отвергавшее представление о Христе-человеке) и монофелитство (религиозно-богословское течение в христианстве, согласно которому Христос имеет две природы – божественную и человеческую, но единую волю и одну энергию). Первое почитало только божественную природу Иисуса, а второе – как божественную, так и человеческую природу. Между этими направлениями велась ожесточенная борьба. В результате победила вторая из них. Иранский шах поддерживал монофизитское христианство. В такой обстановке на трон в Картли взошел царь Вахтанг Горгасали.

Вахтанг Горгасали царствовал во второй половине V века. Он стоял во главе грузинских воинов, по приказу шаха принимал участие в походах в Средней Азии и Индии. В них он отличался как бесстрашный и умный полководец. После возвращения из Ирана он боролся за укрепление власти царя и усмирение предавших Грузию азнауров.

В первую очередь он обратил внимание на состояние грузинских церквей, в которых установили свои порядки азнауры. Он снял многих епископов и назначил своих сторонников. Возмущенный этим главный епископ Микаел проклял и царя, и его армию. Царь изгнал его из Грузии и по разрешению Византии во главе церкви поставил католикоса, который подчинялся только царю.

Он пошел в наступление на неверных феодалов. Поводом для этого послужили пытки святой Шушаник. И в 482 году приказал убить питиахша Васгена, перешедшего на службу к иранскому шаху. Все это послужило толчком для восстания против иранцев. Он наладил связь с Арменией и Албанией, вместе с которыми собирался выступить против шаха. Он подчинил себе осетин и занял единственный переход на Кавказ в Дарьяле. Но его надежды не оправдались. На помощь ему от горцев вышли только 300 воинов. Армянские феодалы так же, как и грузинские, предпочли договориться с иранцами и в решающий момент предали общее дело.

Вначале восставшим сопутствовала удача, они победили и изгнали из Грузии часть армии противника. В 483 году иранский шах направил большую армию против Вахтанга. Тот не смог противостоять, отступил и укрепился в горах Армении. Здесь он ждал помощи от армянского царя. Армянское войско во главе с Ваханом Мамикосяном пришло на помощь. Объединенное войско решило встретить врага в Гордабанской долине. Во время наступления на врага армянские бояре и азнауры предали царя и перешли на сторону противника. Царь Вахтанг был вынужден отступить и подготовиться к новому наступлению.

В 484 году в Армению вошло большое войско иранцев, которому было приказано арестовать или убить царя Вахтанга. Вахтанг со своими сторонниками перешел в Западную Грузию, там он хотел собраться с силами и получить помощь от Византии. Через некоторое время Вахтанг вернулся в Картли и снова поднял народ против иранцев. В борьбе за независимость его поддерживали в основном простые люди, а азнауры все еще поддерживали врага.

Последняя битва против иранцев произошла в Самгорской долине. Враги боялись и убегали с поля боя. У царя на шлеме было изображение волчьей головы. На поле боя предатели убили Вахтанга. Царя Вахтанга похоронили в Свети Цховели.

Горгасали был известен еще и как строитель. Он построил в ущелье возле реки Иври город-крепость Уджарма, в восточной Кахетии Череми и Хорнабуджи, в юго-западной части Грузии Артанучскую крепость. С его именем связано строительство Тбилиси.

В IV веке Тбилиси уже был известен как город-крепость. Здесь сидел иранский питиахш. После изгнания питиахша из Картли Вахтанг обратил внимание на Тбилиси. У города было выгодное географическое расположение, и здесь началось строительство царского дворца и крепости. Это дело закончили его потомки и перенесли столицу в Тбилиси. Археологические раскопки показали, что люди в Тбилиси жили еще в период энеолита.



Оглавление
Грузия от первобытного строя до эпохи позднего феодализма
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первобытное общество и его ранние этапы (каменный век)
Происхождение родового сословия
Появление религии у первобытного человека
Новый каменный век (неолит)
Развитие земледелия и культуры
Ранние классические государства на территории Грузии
Уничтожение Диаохи и Колхи
Происхождение Эгриского и Картлийского царства
Грузия на пороге старого и нового летоисчисления
Религия и культура в раннем классическом периоде в Грузии
Грузия в период раннего феодализма
Борьба за независимость грузинского народа во второй половине V века. Царь Вахтанг Горгасали
Грузия в VI веке
Грузия в VII веке. Господство арабов
Грузия под гнетом арабов
Развитие общества и культуры в IV-VIII веках в Грузии
Борьба за объединение Грузии
Грузия в XI веке
Культурное развитие Грузии в IX-XI веках
Окончание объединения Грузии. Давид Строитель
Укрепление грузинской феодальной монархии в XII-XIII веках
Экономическое и общественное развитие Грузии в XII и начале XIII века
Государственный строй Грузии и культура в XII-XIII веках
Спад в динамичном развитии феодальной Грузии в XIII веке. Установление монгольского господства
Борьба грузинского народа против татаро-монгольского ига
Освобождение Грузии от монгольского ига. Георгий Блестящий
Нападение Темур-Ленга на Грузию. Распад страны на отдельные царства и княжества
Борьба грузинского народа против иноземных завоевателей в конце XV – первой половине XVI вв.
Грузия во второй половине XVI века и в начале XVII века
Борьба грузинского народа против агрессии Кизилбашев в XVII веке
Грузинские царства и княжества в конце XVII – начале XVIII вв.
Все страницы