Как смотреть и понимать архитектуру.


№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Абака

(от греч. abax – доска) в классических архитектурных ордерах верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры. В дорических и ионических ордерах имеет квадратные очертания, в коринфском – вогнутые

2

Акант

(от греч. akanthos) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения. Мотив аканта широко употреблялся в античном искусстве

3

Акварель

(франц. aquarelle, от лат. aqua – вода) краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличается свежестью и прозрачностью красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистого цвета

4

Акротерий

украшение водометов и угловых частей греческих храмов

5

Алтарь

(лат. altaria, от altus – высокий) жертвенник; первоначально для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и
Риме – отдельные сооружения; в христианских храмах – столы («престолы») для совершения таинств, в католических – декоративные стенки. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с XIV–XV вв. – иконостасом

6

Ансамбль

(франц. ensemble – совокупность, стройное целое), здесь – взаимная согласованность, гармоничное сочетание частей, образующих какое-либо целое (например, архитектурный ансамбль)

7

Арка

перекинутая через пролет дуга, перемычка, свод стеною

8

Архитрав

или эпистелион (греч.) вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток между колоннами, столбами или косяками (в окнах и дверях); нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом орденах

9

Ахейцы

одно из основных древнегреческих племен, обитавшее первона-чально в фессалии (сев. Греция) и заселившее в начале 2-го тыс. до н.э. также Пелопоннес и некоторые острова Эгейского моря

10

Барокко

(предположительно: от португ. bаггоса – жемчужина причудливой формы) драматический, аффектированный главенствующий стиль в европейском искусстве конца XVI – сер. XVIII вв., которому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм

11

Бутовая

от бутить, заваливать яму, ров или воду камнем и землей; заваливать ров щебнем, камнем, кирпичом и заливать известью. Бут – часть основания каменного здания, которая находится под землею, в вырытом рву; она не ведется кладкой, а бутится и заваливается известью

12

Вавилонская

от Вавилония – так называлась у древних писателей южная часть Месопотамии, т.е. область, простирающаяся от пункта, где Тигр и Евфрат наиболее близко сходятся между собою (33° с.ш.), до Персидского залива

13

Венец

здесь: ряд бревен в срубе, связь четырех бревен в избной рубке, ярус бревен

14

Византия

(Восточная Римская империя, Византийская империя), государство IV–XV веков; образовалось при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье)

15

Вимперг

(нем. Wimperg) остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий; украшались ажурной или рельефной резьбой и увенчивались крестоцветом

16

Витальный

(от vita – жизнь) связанный с органическими силами

17

Витраж

(франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло) орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет

18

Галерея

(франц. galerie) 1) длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон; 2) удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен

19

Гера

в греческой мифологии царица богов, сестра и жена Зевса, покровительница брака. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Ей соответствует римская Юнона

20

Готика

(от итал. gotico, букв. – готский, от названия германского племени готов) готический стиль, художественный стиль средневекового искусства стран Западной и частично Восточной Европы (между
сep. XII и XV–XVI вв.). Термин «готика» был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским»

21

Гранит

(итал. granito, от лат. granum – зерно) магматическая горная порода, богатая кремнеземом; одна из самых распространенных пород в земной коре. Состоит из калиевого полевого шпата (ортоклаза, микроклина), кислого плагиоклаза (альбита, олигоклаза), кварца, а также слюды (биотита или мусковита), амфибола и редко пироксена. Структура гранита обычно полнокристаллическая, нередко порфировидная и гнейсовидно-полосчатая

22

Дорийский

(дорический, от дорийцы, доряне (dоri?is)) одно из основных древнегреческих племен. Первоначально дорийцы населяли области северной и средней Греции. Примерно в начале XII в. до н.э. они переселились в юго-западные районы Греции, нанеся сокрушительные удары ослабевшим центрам ахейской Греции – Микенам, Тиринфу, Пилосу

23

Известняк

осадочная горная порода, состоящая преимущественно из кальцита СаСО3 (редко из арагонита). Чистые известняки – белого или светло-серого цвета, примеси органических веществ окрашивают известняк в черный и темно-серый цвета, а окислы железа – в желтый, коричневый и красный

24

Импост

камень, на котором лежит пятка свода

25

Ионийский

(от ионийцы, ионяне (?ones)) одно из основных древнегреческих племен. Ионяне получили название от легендарного героя Иона, считавшегося родоначальником племени. Занимали территорию аттики, часть о. Эвбея, острова Хиос, Самос, Наксос и др. В XI–IX вв. до н.э. они колонизовали среднюю часть западного побережья Малой азии (область ионии), потом побережья Черного и Мраморного морей

26

Капелла

(позднелатинское capella) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д.

27

Капитель

(от позднелат. capitellum – головка) в архитектуре - пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как, например, в пилястре)

28

Карниз

украшение в стене выступом, уступчатою полкой, под кровлею, потолком и пр., одновременно защита перекрытий от осадков

29

Квадр

крупный правильно ограненный строительный камень

30

Консоль

(франц.) архитектурное - кронштейн, гусек, полочка, поставец

31

Контрфорс

(от франц. contre-force – противодействующая сила) поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (преимущественно стену с наружной стороны постройки) и воспринимающие главным образом горизон-тальные усилия (распор от сводов, перекрывающих здание, давление грунта на подпорные стенки, гидростатическое давление на основание плотины и т.п.)

32

Коринфский ордер

один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом с каннелюрами и пышной капителью из рядов листьев аканта и небольших волют. Сложился во 2-й половине
5 в. до н.э.. Отличается пышностью и торжественностью

33

Купол

(итал. cupola, от лат. cupula – бочечка) пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее круглые, многоугольные, эллиптические в плане сооружения. Форма купола образуется кривыми, выпуклыми наружу. Возводится из камня, стали, железобетона

34

Мегарон

(греч. m?garon, буквально – большой зал) тип здания (в том числе жилища), сложившийся в эпоху эгейской культуры (3–2 тыся-челетия до н.э.). Мегатрон – прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены, а спереди – столбами. За портиком находился зал с очагом посередине

35

Месопотамия

(греч. mesopotamia, от mesos – средний, находящийся между, в середине и potamos – река) Междуречье, Двуречье, природная область в западной Азии, в бассейне рек Тигр и Евфрат

36

Метопы

(греч., единственное число metopon) прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера

37

Микенская культура

крито-микенская культура, эгейская культура, условные термины для обозначения культуры Грецииэгейская культура древней эпохи бронзы (около 2800–1100 до н.э.). Более употребителен термин

38

Нервюра

(франц. nervure) арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода. Система нервюр (главным образом в готике) образует каркас, облегчающий кладку свода

39

Неф

(франц. nef, от лат. navis – корабль) вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов

40

Нефрит

(греч. nephrites, от nephros – почка: на сходстве гальки нефрита с почкой основана вера в целебное действие нефрита при почечных коликах) поделочный камень, минерал, сложный силикат

41

Пагода

(португал. pagoda, от санскр. бхагават – священный) буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Имеет вид павильона или башни (часто многоярусной). Возникли в начале нашей эры в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме

42

Палаццо

(итал. palazzo, от лат. palatium – дворец, чертог) итальянский городской особняк XV–XVIII вв., имевший величественный уличный фасад и приветливый внутренний дворик

43

Пантеон

(лат. Pantheon, от греч. Panthuon – место, посвященное всем богам) в Древнем Риме «храм всех богов» (около 125 г. н.э.) – величествен-ная ротонда, перекрытая полусферическим кессонированным куполом (диаметр около 9 м), с портиком из 16 гладких коринфских колонн

44

Парфенон

храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат); замечателен величественной красотой форм и пропорций

45

Перистиль

(от греч. per?stylos – окруженный колоннами, от per? – вокруг и st?los – столб, колонна) прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой

46

Пестум

(греч. – Посейдония) древний город (VI в. до н.э. – IX в. н.э.) в Южной Италии, на побережье, к юго-востоку от города Салерно. Остатки дорических храмов VI-V вв. до н.э., оборонительных стен, театра, форума

47

Песчаник

осадочная горная порода, состоящая из зерен песка, цементирован-ных глинистым, карбонатным, кремнистым или др. материалом

48

Плинт

(греч. подножье, стояло) нижняя полоса стены; панель, пришивная, по стенам по полу дощечка; наружный уступ стены

49

Подий

подиум (лат. podium, от греч. p?dion – ножка, основание), высокая, обычно прямоугольная платформа, с лестницей с одной стороны и отвесными другими сторонами. На подиум возводились античные (преимущественно римские и этрусские) храмы. Подий называли также стену вокруг арены и возвышение с местами для высокопос-тавленных зрителей в античном цирке

50

Полихромия

букв.: многоцветье

51

Полукруглый свод

полуциркульный, то есть свод, имеющий очертания полуокружности

52

Портик

(от лат. porticus) часть здания, открытая на 1 или 3 стороны и образуемая колоннами (реже столбами) или арками, несущими перекрытие. Завершается фронтоном или аттиком. Были широко распространены в античную эпоху, в европейском зодчестве XVIII –
1-й половине XIX вв.

53

Пракситель

(около 390 – около 330 г. до н.э.) древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Мраморные статуи Праксителя отличает чувственная красота, одухотворенность («Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир»). Известны по копиям

54

Профилирование

разработка многочисленными профилями, позволяющими обогатить пластическую выразительность архитектурной детали

55

Пуццолонская

состоящая из вулканического происхождения глины

56

Ребра сводов

или нервюры – основные детали нервюрного каркасного свода, каменные несущие сводчатых перекрытий, преимущественно в готической конструкции

57

Ренессанс

(франц. renaissance – возрождение, от renaitre – возрождаться) эпоха в развитии ряда стран западной и центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени.

58

Романский

принадлежащий романскому стилю - художественный стиль, господствовавший в западной Европе (а также затронувший некоторые страны восточной Европы) в X–XII вв. (в ряде мест – и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «романский стиль» был введен в начале XIX в.

59

Рустовка

отделка под грубый малообработанный камень

60

Сакральный

(от лат. sacralis – священный) обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. В ходе истории процессу освящения, сакрализации противостоит десакрализация, секуляризация различных сторон человеческого существования

61

Сиракузы

древнегреческий полис на юго-востоке Сицилии (на месте Сиракуз – современный город Сиракуза), центр морской торговли. Основан около 734 до н.э. В конце V-IV вв. при правителях Дионисии I и Агафокле Сиракузы подчинили себе почти всю Сицилию. В 211 г. до н.э. завоеваны римлянами

62

Средневековье

Средние века – период всемирной истории от V по XV вв.
(в некоторых странах – XVII в.) от распада Западной Римской империи до начала Всеобщей истории, исчисляемой с открытия Америки в 1492 г.

63

Стела

(от греч. stele – мемориальный столб, плита) вертикально стоящая каменная плита с надписью или рельефным изображением. В древности служили межевыми камнями, позже – надгробными памятниками, воздвигались в честь какого-либо события

64

Стилизация

намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, состав-ляющего основу имитируемого стиля

65

Стилобат

цокольное основание древнегреческого плана

66

Стиль

(от греч. stylos – остроконечная палочка для письма по воску, манера письма) общность образной системы, средств художест-венной выразительности, творческих приемов, обусловленная един-ством идейно–художественного содержания

67

Стрельчатые своды

готический свод, имеющий в разрезе арку, «сломанную» в замковом камне

68

Стук

(стукко (итальянское stucco) (штук)) искусственный мрамор из полированного гипса с добавками. Применяется для декоративной отделки стен и архитектурных деталей

69

Суррогат

(от лат. surrogatus – избранный взамен) 1) продукт (или предмет), заменяющий какой-либо другой продукт (или предмет), с которым он имеет некоторые общие свойства, но не обладает его качествами (например, суррогат зерен кофе – ячмень, желуди); 2) подделка; подделанный, фальсифицированный продукт

70

Тезейон

храм в дорическом стиле, в честь Тезея в древних Афинах

71

Тектоника

архитектоника (от греч. architektonike – строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры

72

Темпера

(итал. tempera) живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии – натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.)

73

Травертин

известковый туф

74

Триглифы

(греч. tr?glyphos, от tri-, в сложных словах – три и glуph? – режу) в архитектуре - прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с двумя целыми, а по краям половинными желобками. Чередуясь с метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере; обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Триглифы в камне изображают орнаментированные торцы балок перекрытия в деревянной архитектуре

75

Фахверк

(нем. Fachwerk, от Fach – панель, секция и Werk – сооружение) тип конструкции преимущественно малоэтажных зданий: каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных элементов и раскосов из деревянного бруса (в архитектуре 2-й половины
XIX – XX вв. из металла или железобетона) с заполнением промежутков камнем, кирпичом и другими материалами. Имеет также декоративное значение. Постройки типа фахверк были широко распространены в средневековой Западной Европе

76

Ферма

(от лат. firmus – прочный) (строительное) стержневая несущая конструкция, у которой соединения стержней в узлах при расчете принимаются шарнирными. Металлические, железобетонные, дере-вянные и комбинированные фермы применяют в покрытиях зданий, пролетных строениях мостов, гидротехнических сооружениях и др.

77

Фиал

чаша, сосуд; скляница, снадобица, зельница; стройный, высокий кувшинчик; здесь: архитектурная деталь, имеющая соответствую-щую форму

78

Фриз

(франц. frise) в архитектурных ордерах – средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере разделяется на триглифы и метопы, в ионическом ордере и в коринфском ордере заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым

79

Фронтон

(франц. fronton) завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. На поле фронтона (тимпане) часто помещается скульптура. Декоративным фронтоном украшают двери и окна здания

80

Целла

огороженная сплошной стеной сакральная часть древнегреческого храма

81

Циклопическая кладка

постройки из больших тесаных каменных глыб без связующего раствора. Сооружались с конца неолита до раннего железного века

82

Шпиль

стоячая игла, острие, острый торчок

83

Эллинизм

период между 323 и 30 гг. до н.э. в истории стран Восточного Средиземноморья. Борьба за власть между преемниками Александра Македонского – диадохами привела к образованию на месте его державы нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы восточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение 2–1 вв. эти государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческих и местных восточных культур

84

Эпистиль

плита наверху столба, доска, плита

85

Эрехтейон

(Эрехфейон) памятник древнегреческой архитектуры (421–406 до н.э.). Храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах, отличающийся изяществом асимметричной композиции, тонкой красотой ионических портиков и портика кариатид

86

Этруски

(лат. etrusci, tusci, греч. tyrsen?i, самоназвание – rasna) древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. Северо-Запад Апеннинского полуострова – область, называвшуюся Этрурия (современная Тоскана), и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской

87

Эхин

(греч. echinos, буквально – еж) часть капители колонны дорического ордера в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем; переход от ствола колонны к абаку